Психологи обнаружили четыре основные мотивации к занятиям спортом у детей:
— общения в коллективе;
— отношение к тренеру;
— собственно занятия спортом;
— внутритренировочная деятельность.
Для детей в любом возрасте крайне важно общение и позитивное отношение коллектива к нему. Если в спортивной секции ребенок быстро подружится со сверстниками, найдет близких ему по духу ребят, то с большой долей вероятности можно предположить, что ребенок надолго задержится в спортивной секции. Психологический климат в коллективе также очень важен. Там, где господствуют хорошие отношения, поддержка, отсутствуют насмешки над слабыми, дети достигают больших результатов.
Важно отношение к тренеру. Для ребенка тренер — это олицетворение отца в спортивном зале. И если тренер вызывает глубокое уважение, ребенок с удовольствием его слушается, подчиняется, то это хороший побудительный мотив. И, наоборот, слишком жесткий тренер, не знаком с особенностями детской психологии, который пытается добиться результатов любым способом, может убить в ребенке желание заниматься спортом. Иногда — на всю жизнь закроет дорогу в любой спортзал.
Разумеется, ребенку должен нравиться тот вид спорта, которым он занимается. Хотя, есть исключения, когда нелюбимый вид спорта заменяется другим — и ребенок достигает больших результатов. Нередки случаи, когда, например, малоизвестный бесперспективный хоккеист становился успешным фигуристом. Или атлет — многоборцем.
Вообще вся деятельность, связанная с занятием спортом, должна вызывать у ребенка положительные эмоции. Поездки на соревнования, экскурсии, участие в мероприятиях, например, на городских праздниках с показательными выступлениями — все это помогает удерживать в спортивных секциях многих ребят.