Не секрет, что залогом успешного выступления на турнирных соревнованиях, публичных выступлениях, является правильный настрой. Соревнование это стресс для танцора независимо от уровня его подготовки.
Предстартовое волнение, страх или «предстартовый мандраж» в той или иной степени может быть как у профессионального танцора, начинающего, так и у любителя. Данное состояние перед турниром в определенной степени влияет позитивно. Хуже, когда спортсмен совсем не волнуется. В состоянии страха, волнения, стресса в организме человека выделяется адреналин и картизол, которые способствуют повышению концентрации внимания, обострения восприятия и мышления, увеличивают приток крови к мышцам и в общем состоянии ощущается прилив энергии. Однако, многие танцоры, тренера и родители танцоров, ведут себя не рационально с этой энергией, в результате создают дополнительные психофизические трудности. Например: пытаются успокоить волнующегося танцора, усадить, уговорить и т.д. Ведь проблемы с разфокусировкой внимания, восприятия и прочее возникают тогда, когда танцор пытается удержать себя равнодушным и спокойным. Именно удержание рвущейся на волю энергии забирает на себя массу сил и внимания. Кроме того, длительное и привычное сдерживание провоцирует неконтролируемые взрывы энергии во время исполнения танца – тогда танцор танцует что то «не по композиции», дергает партнера или партнершу, сбивается с музыки, теряет равновесие.
Что же делать с предстартовым волнением? Нужно направить энергию волнения, страха, стресса в «нужное русло». Как это сделать? В первую очередь, нужно выражать лишнее напряжение телесно до выхода на площадку – двигаться, прыгать, махать руками, покричать, поболеть за своих одноклубников. Но очень важно, чтоб предсоревновательное волнение не начались слишком рано, потому что последействие адреналина и картизола это ощущение усталости и расслабленности. Часто, особенно у начинающих танцоров, которые в результате неправильного настроя родителей, начинают волноваться еще за несколько дней до соревнования. В данном случае наблюдается потеря аппетита, сна как следствие истощение организма. Например: были случаи, что в день турнира или на кануне вечером у танцора наблюдается желудочно-кишечное расстройство, головная боль, повышение температуры тела, режущие боли в животе, ощущение усталости и другое. В таком случае говорят, что танцор «перегорел». Вышеуказанные симптомы исчезают сразу же после турнира и хорошего сна.
Как себя вести тренерам и родителям в данной ситуации? Во-первых, конечно же, не запугивать танцора турниром и его результатами, говорить о соревновании только позитивно, во-вторых, выходить, как можно чаще на все возможные турниры. Это необходимо для того чтобы танцоры привыкли к соревнованиям, к той атмосфере которая царит на турнирном паркете, привыкли к победам и поражениям. В общем как можно скорее приобрели опыт, который позволит сконцентрироваться. Ведь основная причина волнения и страха у начинающих танцоров это неизвестность того, что будет происходить, куда идти, что танцевать, а вдруг я забуду и так далее.
Все технические вопросы исполнения продолжают отрабатываться и во время соревнования. Турнир, это и есть определенный этап обучения, который очень необходим для профессионального роста каждого танцора. Поэтому тренерам так же необходимо ставить перед танцевальной парой какую-нибудь небольшую задачу перед исполнением на каждом турнире. Например: держать линию рук, корпус, голову и т.д. Выполнение таких отдельных задач учит концентрироваться, чувствовать свое тело и контролировать себя, так же позволяет отвлечься от волнения и страха, повышает уверенность. Полезно выступать на турнирах, соревнуясь с более сильными соперниками. С одной стороны есть за кем тянуться и у кого учится выигрывать. С другой – необходимо уметь переживать проигрыш, как обычную рабочую ситуацию. Делать выводы и идти дальше. Ну и еще – выступление рядом с сильнейшими спортсменами это огромный стресс. Очень важно, именно в такие моменты уметь настраиваться и концентрироваться, дабы показать наиболее хороший результат для своего уровня.